ГУ «Центр качества профессионального образования» провел семинар-практикум «Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля».
Были приглашены председатели предметных (цикловых) комиссий, преподаватели спецдисциплин строительного, экономического и технологического профиля. Начать практическое освоение нового для ссузов понятия – «профессиональный модуль» решили с распространенных специальностей «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Экономика и бухгалтерский учет», «Технология продукции общественного питания».
Нынешний семинар-практикум – продолжение ряда семинаров, который в текущем учебном году ГУ ЦКПО провел для работников столичных колледжей и техникумов. Был продолжен разговор о контроле качества подготовки специалистов. Однако если раньше представители ссузов выступали в основном как «потребители знаний», получая разъяснения по работе в условиях ФГОС третьего поколения, то теперь им самим пришлось работать над составлением одного из разделов примерной программы профессионального модуля.
Во время семинара Работа в группах
Практическая работа – особенность семинара, и необходимость в ней почувствовали представители более 30 колледжей и техникумов, которые, объединившись в три группы – по специальностям, упорно стремились разложить модуль на части… Работа эта кропотливая, требующая сосредоточенности и коллективного подхода. Но она абсолютно необходима, ведь с 1 сентября 2011 года образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования перейдут на новые стандарты, одним из главных составляющих которых и является профессиональный модуль. Из освоенных модулей, как из детских кубиков, выстраиваются «этажи» компетенций будущих специалистов. Но прежде чем учить других, нужно освоить новые подходы и преподавателям.
В ходе семинара-практикума они отрабатывали пятый раздел примерной программы профессионального модуля. Раздел у всех специальностей называется одинаково «Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (под которым подразумевается вид профессиональной деятельности), а вот содержание профессиональных компетенций у каждой специальности свои. Участникам семинара был выдан пакет документов, содержащих различного рода подсказки. Кроме того, разрешалось не просто заполнять пустые графы, но и высказывать замечания и предложения по уже внесенным в раздел основным показателям результатов подготовки будущих специалистов. Пожалуйста, спорьте, меняйте, вносите свое!
Участниками семинара были проанализированы формулировки профессиональных компетенций на соответствие требованиям ФГОС, а также проведен анализ показателей освоения данных компетенций. И когда участники практической работы уже справились со своим заданием (безусловно, им помогали методисты ГУ ЦКПО Т.Г. Аргунова и М.В. Полежаева, а также принимавшая участие в работе семинара-практикума, зав. сектором отдела ГОУ ДПО «УМЦ» по профессиональному образованию Е.В. Янченкова), наступила очередь сотрудников Центра вплотную заняться аналитической работой. Они не только подвели итоги коллективной работы ссузов, но и внимательно изучили листы рефлексии, которые заполнили участники семинара.

Подведение итогов Консультации продолжаются…
Результаты оказались следующими. Участники семинара-практикума определили свое настроение после проведенного мероприятия как деловое, они остались довольны общением с коллегами. Такие семинары дают возможность обменяться мнениями по сложным вопросам, связанным с внедрением стандартов третьего поколения, вести открытый диалог, расширить представление о компетенциях, получить более четкое представление о разработке профессионального модуля. Общая оценка за проведение семинара была выставлена достаточно высокая – 8,5 балла из 10 возможных.
…Уже были сданы все работы и листы рефлексии, а работники ГУ ЦКПО продолжали консультации. Все-таки не так легко овладеть профессиональным модулем, даже педагогу колледжа.
Общественно-профессиональная аккредитация образовательных учреждений обрела с 1 января 2011 года законодательную поддержку.
Общественно-профессиональная аккредитация образовательных учреждений обрела с 1 января 2011 года законодательную поддержку. Теперь любой колледж или техникум, не замыкаясь в своих ведомственных рамках, а с помощью независимых экспертов, в том числе и работодателей – потребителей выпускаемых учебными заведениями кадров, может повысить качество своей деятельности. Но как сделать общественную аккредитацию действенной и кто должен непосредственно участвовать в ее проведении? Эти вопросы обсуждались на семинаре «Общественно-профессиональная аккредитация в рамках государственной аккредитации учреждений среднего профессионального образования: цели, механизмы внедрения». В семинаре приняли участие руководящие работники Департамента образования города Москвы, представители столичных ссузов, ГУ г. Москвы «Центр качества профессионального образования», руководители Агентства по общественному контролю качества образования и развития карьеры (АККОРК).
Открывая семинар, начальник Управления профессионального образования Департамента образования города Москвы С.П. Мадилов задал вектор разговора: качество и еще раз качество выпускников. Сегодня именно этот параметр выходит на первый план. Молодые люди, заканчивая обучение, должны взять определенную планку в своем профессиональном развитии. Но где должна находиться эта заветная высота? Работодателям, которые собственно и являются одними из потребителей услуг ссузов, она, безусловно, известна. Благодаря общественной экспертизе может и должно произойти сближение интересов учебных заведений и предприятий.
С.П. Мадилов Участники семинара
Но чтобы это произошло в реальности, необходимо, как это принято во всем мире, сотрудничество с независимой организацией, признанной профессиональным экспертным сообществом и международными аккредитационными сетями. Ведь реальную оценку могут дать только квалифицированные эксперты, состоящие как из работников образования, так и из работодателей, представителей научных сообществ и различных профессиональных организаций. Именно такой организацией и является Агентство по общественному контролю качества образования и развития карьеры (АККОРК).
Если для высших учебных заведений общественно-профессиональная экспертиза уже перестала быть новшеством, то среднее профессиональное образование еще только знакомится с этим понятием, и потому для руководителей московских ссузов было интересно узнать о деятельности АККОРК, о которой подробно рассказали доктор экономических наук, председатель Аккредитационного совета Агентства Ю.Б. Рубин и генеральный директор Агентства А.В. Белокопытов.
Как сказал, Ю.Б. Рубин, цель Агентства заключается, во-первых, в том, чтобы обеспечить конкурентоспособность профессиональных учебных заведений, правильно направить их деятельность. Во-вторых, в информировании общественности, в том числе и всех заинтересованных сторон, правительственного органа о том, какое именно качество образования в данном учебном заведении.

В.Д. Шадриков А.В. Белокопытов Ю.Б. Рубин
В дополнение к этому тезису В.Д. Шадриков, председатель Высшего экспертного совета Агентства, сделал акцент на системе взаимодействия всех участников образовательного процесса. Тем самым, используя возможности общественно-профессиональной экспертизы, АККОРК помогает учебным заведениям выстроить траекторию дальнейшего развития и способствует формированию качества образования.

Заинтересованный разговор Вопросы из зала. Президиум совещается
М.Н. Запорожченко, председатель
Совета директор ов ссузов Москвы
Однако эксперты могут определить сильные и слабые стороны работы образовательного учреждения, подсказать пути развития. Но само желание двигаться вперед может исходить только от самих колледжей. Не случайно прозвучало на семинаре чрезвычайно важное определение – «Московский стандарт качества». Об этом сказал Н.А. Юренко, начальник Управления по контролю и надзору в сфере образования Департамента образования города Москвы. «Есть обязательный стандарт, и он должен быть обязательно соблюден, – обратился он к участникам семинара, – но кто мешает наращивать его, двигаться дальше?»

Н.А. Юренко Во время семинара
Сегодня, когда вопрос стоит о создании московской модели качества образования, на которую могли бы ориентироваться и другие регионы, вполне правомерен итог семинара, который можно выразить прозвучавшей в ходе обсуждения фразой «Московский колледж – это должно звучать гордо». Общественно-профессиональная аккредитация станет немалым подспорьем, чтобы решить накопившиеся проблемы и помочь ссузам воплотить этот лозунг в жизнь. Собственно это задача напрямую перекликается с мнением мэра Москвы С.С. Собянина, которое он высказал, выступая на внеочередной конференции Московского городского регионального отделения партии «Единая Россия»: «Только объединив усилия общественных и профессиональных организаций, родителей и даже самих учеников, можно своевременно выявлять проблемы с качеством образования и воспитанием подростков и оперативно принимать меры по их устранению».
Заинтересованный разговор о качестве
В 2010/2011 учебном году Центр качества профессионального образования проведет цикл семинаров и круглых столов, посвященных качеству профессионального образования. Два семинара из этого цикла уже состоялись.
Первый семинар «Повышение качества подготовки специалистов в колледжах города Москвы с учетом запросов работодателей» поднял такой актуальный вопрос, как взаимодействие ссузов столицы и предприятий. В ходе выступлений представители учебных заведений (Московский государственный техникум технологии, экономики и права им. Л.Б. Красина, Колледж связи № 54, Электромеханический колледж № 55) поделились опытом сотрудничества с работодателями. Как отмечали участники этого обсуждения, успешность партнерской работ, отличается порой диаметрально. Есть специальности, где спрос на выпускников колледжей превышает число окончивших учебное заведение. Но существуют и такие профессии, «носителям» которых, даже при хорошей подготовке, трудно устроиться на работу. Получается, что колледжи и предприятия, как заметила одна из участниц семинара, живут, словно в параллельных мирах.

Впрочем, у работодателей есть серьезное желание найти общий язык с учебными заведениями, жить с ними одними интересами, что продемонстрировали на семинаре Московский банк Сберегательного банка России, ГУП «Экотехпром», ГУП «Мосводосток» и МГУП «Мослифт». Но их представители также говорили о проблемах, возникающих в процессе взаимодействия. Таковых можно выделить три. Несоответствие подготовки обучающихся требованиям производства, что мешает молодым людям быстро адаптироваться на предприятии. Завышенные притязания выпускников к уровню зарплаты. И, наконец, вопрос, который можно решить только на государственном уровне: мальчишек после окончания колледжа неизбежно ждет призыв в армию, а работник на полгода предприятию невыгоден.

Выступает О.А. Балашова, начальник отдела
повышения квалификации персонала
Управления по работе с персоналом
Московского банка СБ РФ
Вопросы поставлены. Чтобы получить на них более четкие ответы, чтобы мнения были представительными, работодателям направлены электронные анкеты. Так что разговор о партнерстве не окончен, скорее, он только начинается.
Второй семинар «Разработка индикаторов и показателей контроля качества преподавания в колледже» поднял вопросы, связанные с объективностью оценки деятельности преподавателей ссузов. Сегодняшний педагог должен быть не просто ретранслятором суммы знаний, он обязан владеть современными методиками и технологиями преподавания и уметь применять их на практике. Эти специфические знания и умения уже в ближайшее время будут учитываться при прохождении преподавателями аттестационных процедур и присвоении квалификационных категорий. И состоявшийся семинар – один из первых шагов к созданию объективных критериев оценки педагогического труда.
Участники семинара не только получили теоретические знания по этому сложному вопросу, но и провели под руководством сотрудников Центра качества профессионального образования практическую работу. Ее результаты оцениваются и будут подробно проанализированы на круглом столе, посвященном этой же теме. Напоминаем, что круглый стол состоится 19 октября 2010 года в 14 часов.

Участники семинара ведут работу в группах
Хотелось бы отметить, что оба семинара вызвали интерес в профессиональных учебных заведениях столицы. Около 90 участников присутствовало на первом семинаре, а второй собрал свыше 100 человек. Столичные колледжи, как было отмечено в ходе семинаров, делают уверенные шаги в сторону создания системы менеджмента качества.
Семинар "Нормативно-правовые основы добровольной сертификации" (18.11.2010г.)
01 декабря 2010 года прошел круглый стол «Система добровольной сертификации образовательной деятельности и правила взаимодействия органа сертификации ГУ ЦКПО с колледжами города Москвы». Ответственный за проведение данного мероприятия – отдел сертификации качества образовательных услуг.
Для участников круглого стола была представлена информация о правилах функционирования системы добровольной сертификации образовательной деятельности, а также прайс-лист с расценками услуг органа сертификации ГУ ЦКПО.
В работе круглого стола принимали участие представители 16 колледжей города Москвы в количестве 26 человек: директора, методисты, руководители структурных подразделений, специалисты по профориентации, преподаватели.
В ходе проведения мероприятия был заслушан доклад на тему «Правила взаимодействия ГУ ЦКПО с ГОУ СПО города Москвы в системе добровольной сертификации образовательной деятельности» (С.Н. Фомин – начальник отдела сертификации качества образовательных услуг). Сообщение о формах заключения договоров возмездного оказания услуг между заказчиками на сертификацию объектов образовательной деятельности ГУ ЦКПО и расценках на услуги по сертификации (Н.Г. Можаева – заместитель директора по сертификации, к.ист.н., доцент).
В прениях приняли участие Н.Г. Можаева – заместитель директора по сертификации, С.Н. Фомин – начальник отдела сертификации образовательных услуг, М.Г. Лаврентьева – методист-юрист отдела нормативно-правового обеспечения профессионального образования, Т.Н. Тягунова – директор ООО «Независимый центр тестирования».
Полученные результаты в ходе работы круглого стола будут использованы в практике по добровольной сертификации образовательной деятельности ГОУ СПО города Москвы.

Доклад
к семинару 18.11.2010
(Лаврентьева М.Г.)
Cлайд 2 – нормативка
В качестве нормативной базы сертификации услуг применяются международные, региональные и национальные стандарты, действующие санитарно-гигиенические нормы и правила, а также нормативные документы, утверждаемые органами государственного управления для конкретных видов услуг.
При осуществлении сертификации используется следующая нормативная база:
- Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с изм. и доп. от 09.05.2005);
- Правила по проведению сертификации в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Госстандарта России от 10.05.2000 N 26 (в ред. Постановления Госстандарта России от 05.07.2002 N 57);
- ГОСТы Р ИСО 9000-2001, 9004-2001.
Слайд 3 - основные понятия
- Сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
- Форма подтверждения соответствия - определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
- Сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров
(ст. 2 ФЗ РФ от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании).
Слайд 4 – цели сертификации
- удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров;
- содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
- повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;
- создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли
(ст. 18 ФЗ РФ от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании).
Слайд 5 – формы подтверждения соответствия
- 1. Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.
- 2. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.
- 3. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:
принятия декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия);
обязательной сертификации.
- 4. Порядок применения форм обязательного подтверждения соответствия устанавливается настоящим Федеральным законом.
(ст. 20 ФЗ РФ от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании).
Слайд 6 – добровольное подтверждение соответствия
- Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров.
- Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.
(ст. 20 ФЗ РФ от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании).
Слайд 7 – функции органа сертификации
- Орган по сертификации:
- осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия;
- выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию;
- предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации;
- приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.
(ст. 20 ФЗ РФ от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании).
Слайд 8 –
- Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями.
- Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации (в нашем случае это: Программная продукция (продукция, на основе которой строится образовательный процесс в системе СПО), Учебно-методическая продукция (авторские материалы методического характера, адресованные обучающимся и содействующие лучшему освоению образовательных программ: разного рода пособия для обучающихся; сборники упражнений, заданий и т.п.), Организационно-методическая продукция (авторские материалы методического характера, адресованные педагогам дополнительного образования и обеспечивающие методическое сопровождение авторских образовательных программ, социально-культурных программ и проектов в системе СПО) . Информационно-справочная продукция (продукция справочного назначения, дополняющая образовательный процесс: словари, справочники и др.), Иллюстративно-наглядная продукция (вспомогательный дидактический материал, дополняющий, иллюстрирующий отдельные разделы и темы авторской образовательной программы либо сопровождающий процесс реализации авторской методики) и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы добровольной сертификации.
(Сертификация проводится не зависимыми от субъектов органами, является добровольной и платной)
Слайд 9 – 10 - Знак соответствия
- Объекты сертификации, сертифицированные в системе добровольной сертификации, могут маркироваться знаком соответствия системы добровольной сертификации. Порядок применения такого знака соответствия устанавливается правилами соответствующей системы добровольной сертификации (ст. 22 ФЗ РФ от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании).
Знак соответствия - обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту (ст. 2 ФЗ РФ от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании).
- Применение знака соответствия национальному стандарту осуществляется заявителем на добровольной основе любым удобным для заявителя способом в порядке, установленном национальным органом по стандартизации.
- Объекты, соответствие которых не подтверждено в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, не могут быть маркированы знаком соответствия.
Слайд 11.
Вывод.
Добровольная сертификация продукции и услуг в области образовательной деятельности
- предоставит разработчикам и пользователям значительные конкурентные преимущества,
- создаст условия для эффективной деятельности,
- содействует потребителям в компетентном выборе продукции и исполнителей услуг,
- подтвердит показатели качества продукции и услуг.
Скачать (файл Microsoft PowerPoint)

Скачать (файл Microsoft PowerPoint)

Скачать (файл Microsoft PowerPoint)
Полномочия учредителей новых бюджетных учреждений
Скачать презентацию (файл Microsoft PowerPoint)
24 ноября 2010 года на базе Технологического колледжа № 34 проходил семинар «Организационно-правовые основы деятельности новых бюджетных учреждений системы среднего профессионального образования». Организатором мероприятия являлся Учебно-методической центр профессионального образования города Москвы.
Цель мероприятия: изучение организационно-правовых основ деятельности колледжа в контексте Федерального закона № 83-ФЗ от 08.05.2010.
Мероприятие проходило в рамках сотрудничества сетевых организаций Департамента образования города Москвы. В работе семинара приняли участие 10 докладчиков, свыше 80 слушателей, в том числе сотрудники отдела нормативно-правового обеспечения профессионального образования ГУ ЦКПО Можаев А.В. – начальник отдела, к.ист.н. (доклад «Полномочия учредителей новых бюджетных учреждений системы профессионального образования города Москвы»), Лаврентьева М.Г. – методист-юрист отдела (Правовой статус новых бюджетных образовательных учреждений). Также они приняли участие в обсуждении и утверждении рекомендаций, адресованных УМЦ ПО и Совету директоров образовательных учреждений СПО города Москвы.
Планируется продолжить участие сотрудников отдела нормативно-правового обеспечения профессионального образования в проведении постоянно действующего обучающего семинара по реализации Федерального закона № 83-ФЗ от 08.05.2010.
|
|